Вторая администрация Барака Обамы: стоит ли ожидать новой «перезагрузки»?

 По окончании «холодной войны» в отношениях США и России отпала необходимость измерять отношения в идеологических терминах, но символическая кнопка «перезагрузки» отношений тоже дала сбой – идиллии не наступило. В наши дни приходится довольствоваться прагматичным термином, одолженным у бизнес-терминологии, и измерять качество отношений между странами с помощью deliverables, т.е. конкретных результатов. Однако за последний год, предупреждает американский политолог, доктор Сэмуль Чарап, «результаты поступают черепашьими темпами».

«Абстрактное признание общих интересов не приведет к автоматическим результатам, – предупредил Чарап на мероприятии Международного Института Стратегических Исследований (International Institute for Startegic studies), посвященном вопросу о будущем российско-американских отношений во время второго срока президента Барака Обамы. – Мы можем сравнить эти отношения с машиной, которая едет по крутому склону вверх – а результаты – deliverables – это как бензин. Когда бензин заканчивается, машина начинает скатываться вниз. За последний год отношения существенно ухудшились по ряду причин, включая глубокие разногласия между США и Россией по поводу урегулирования конфликта в Сирии».

Положительный момент, по мнению политолога, заключается в том, что, несмотря на рост напряженности в связи с «законом Магнитского», обстановка далека от кризиса лета 2008-го года, когда некоторые политики всерьез обсуждали возможность военного вмешательства США в вооруженный конфликт России и Грузии. Плохие же новости в том, что гипотеза первой администрации Обамы о «результатах» и прагматичном подходе Вашингтона к отношениям с Кремлем, которые помогут создать условия для разрешения глубоких разногласий, не оправдала себя.

Но, как показал опыт последних лет, ни подписание нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, ни поддержка США вступления России во Всемирную Торговую Организацию, ни совместное давление на Иран в попытке заставить Тегеран сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии – не убедили российский режим проявить больше гибкости в вопросах вроде размещения противоракетных установок НАТО в странах Восточной Европы. Если смысл «перезагрузки» сводился к тому, чтобы страны могли сотрудничать в сферах общих интересов, не давая разногласиям задавить повестку дня, в целом, это было достигнуто.

«Самое забавное, пожалуй, то, что официальные представители стран, которые занимаются теми самыми конкретными результатами, подготовкой соглашений, оценивают отношения положительно. Прочие считают, что они ухудшаются, – говорит Чарап. – Не стоит забывать о том, что силовики в обеих странах продолжают быть противниками – в истории с противоракетными установками НАТО Россия, по большому счету, потребовала гарантий, что Москва теоретически все еще может уничтожить Вашингтон. Это показатель степени обоюдных подозрений. И несмотря на все "конкретные результаты" – между бизнес-сообществами в России и США так и не завязались крепкие связи. И если страны не разрешат подлинные разногласия, отношения по-прежнему будут характеризоваться больше соперничеством, нежели сотрудничеством».

Чарап полагает, что обеим сторонам не помешало бы проявлять больше обоюдного внимания и такта во всем, что касается острых тем. В Кремле, по его словам, используют антиамериканизм как инструмент внутренней политики, а в Вашингтоне подход представителей администрации Обамы нередко расходится с представителями его же демократической партии в Конгрессе. «Нет сомнения в том, что гибель Сергея Магнитского была ужасающим преступлением – вопрос лишь в том, был ли этот закон правильным ответом – лично я в этом сомневаюсь», – отметил он.

«У обеих стран есть серьезные стимулы сотрудничать по ряду вопросов – стабилизации в Афганистане, вопросах торговли и инвестиций», – по словам политолога, во время второго президентского срока Барака Обамы и с новыми лидерами Пентагона и Госдепартамента, можно ожидать и нового предложения об уменьшении арсенала ядерного оружия, а может, и новой попытки улучшения диалога.

С выводом войск НАТО из Афганистана, который должен завершиться к 2014-му году, и окончанием сотрудничества в сфере транзита солдат и грузов России придется пересмотреть отношения с США и в этой сфере: «Если вдруг эта тема вообще поднимется на повестку дня и Афганистан будет использован как рычаг давления – это будет означать, что дела действительно плохи».

Чего Америке можно не опасаться, в отличие от Европы, утверждает Чарап, так это использования «энергетического рычага давления» – Америке, по его словам, хватит ресурсов на десятки лет.

Поделиться
Отправить

18.01.2013. Источник: http://golos-ameriki.ru/